От Санкт-Петербурга в какую сторону ни посмотри — найдется либо императорский дворец, либо крепость. Крепостей на порядок больше, но дворцы гораздо лучше сохранились, так что смотреть нужно и то и другое. Перед вами шесть основных направлений, куда стоит отправиться в первую очередь.
Петергоф
29 км от Петербурга

Восточная часовня в Петергофе.
«Нам нужен свой Версаль!» — заявил Петр I, и уже через 9 лет на месте его путевого двора и пристани для переезда на остров Котлин красовался завидный дворцово-парковый ансамбль. Его позже не раз перестраивали: Елизавета по своей доброй традиции сделала центральный дворец больше и богаче; часть петровских построек пострадала в то время, когда в местных усадьбах разместили советские санатории; что-то сгорело во время фашистских погромов. Однако в целом Петергоф — наиболее ухоженная, поддерживаемая в должном виде и хорошо сохранившаяся царская резиденция, куда действительно хочется вернуться еще не раз.
Помимо королевских особняков и регулярных парков, где каждый цветок цветет по расписанию, а трава колышется в заданном направлении, в Петергофе уникальная система фонтанов, работающая без насосных сооружений по принципу сообщающихся сосудов.
В центре большого каскадного фасада стоит самая знаменитая скульптура Петергофа — Самсон, разрывающий пасть льву , символ победы России над Швецией в Северной войне.
Oфициальный раздник открытия, посвященный 310-летию со дня основания Балтийского флота, пройдет 18 мая в 14 часов.
Пушкин
29 км от Петербурга
Большой Екатерининский дворец.

Именно на Большом Екатерининском дворце в музее-заповеднике «Царское Село» тренировался итальянский гений Растрелли перед тем, как ему поручили строительство Зимнего. Указ о заложении королевского покоя издала еще Екатерина I, но современный вид дворец приобрел только при Елизавете, которая сочла проект предшественницы слишком уж тесным и старомодным. За год до окончания строительства сюда перевезли подаренную королем Пруссии Янтарную комнату, которая не то по вине фашистов, не то при попытке спасения в 1939-м, не то после пожара, устроенного Красной Армией, — в общем, так или иначе исчезла без следа.

Сейчас по дворцу водят познавательные экскурсии, хвастаются восстановленной Янтарной комнатой, рассказывают и про банкеты-балы, и про гостившие здесь «детские учреждения», которые с подачи советской власти разместили на паркетах, помнящих уверенный стук царских каблуков. Реставрационные работы по-прежнему идут как во дворце, так и во всем остальном заповеднике.
Гатчина
42 км от Петербурга
Парк Большого Гатчинского дворца

Гатчина — еще одна бывшая королевская резиденция: значительно скромнее, чем Пушкин и Петергоф, но обладающая своим очарованием. Здесь помимо дворца, принадлежавшего фавориту Екатерины II Григорию Орлову и после его смерти перешедшего к сыну императрицы Павлу I, есть чудной Приоратский дворец.
Он построен по землебитной технологии, то есть из земляного грунта — единственный сохранившийся образец во всей России. Строили дворец для терпящего бедствие от французской революции Мальтийского ордена, но в итоге почти не пользовались, только с 1930 года сюда на постоянную прописку вселили заводской санаторий. Во время войны дворец стал крышей для госпиталя, а после — для Дома пионеров. С начала 1980-х годов началась реставрация дворца, которая была в основном закончена к 2004 году, и дворец открыли для посещения. Сейчас в нем небольшой исторический музей. Помимо этого, в Гатчине разбиты прекрасные парки, на прогулки по которым стоит выделить один из солнечных майских дней.
Крепость Орешек
55 км от Петербурга
Как и доброе большинство окружающих Петербург мест, Шлиссельбург и находящаяся на острове неподалеку крепость Орешек до начала XVIII века принадлежали шведам. Шведов в 1702 году Петр I вытеснил, да так далеко, что значимость Орешка как фортификационного сооружения пропала. Недолго думая, руины превратили в политическую тюрьму, куда позже была тайно заточена сестра Петра Мария Алексеевна и его первая жена Евдокия Лопухина, представлявшие большую опасность для властвующей на тот момент Екатерины I. Еще через сто лет в отстроенный по соседству корпус завезли новых опасных для власти политических заключенных: декабристов Ивана Пущина, Вильгельма Кюхельбекера, братьев Бестужевых и других, многие из которых умирали от холода и нечеловеческих условий, а некоторые сходили с ума в одиночных камерах. Еще через 80 лет в Орешек стали сажать народников и эсеров, здесь же казнили старшего брата Ленина Александра Ильича Ульянова, покушавшегося на Александра III.

Однако во время Великой Отечественной Орешек снова встал на оборону Ленинграда и выстоял: только благодаря ему немцы не смогли переправиться на правый берег Невы и замкнуть блокадное кольцо, оставив ленинградцам надежду — ту самую Дорогу жизни. Оборонявшим Орешек бойцам 1-й дивизии войск НКВД и морякам 409-й морской батареи Балтийского флота поставили памятник прямо на руинах разрушенного собора. Впрочем, весь Орешек сохранился довольно плохо и больше смахивает на руины, а реставрационные работы ведутся в очень неспешном темпе.
Кронштадт
30 км от Петербурга

Морской Никольский собор
Кронштадт с высоты птичьего полёта
Появление Кронштадта — нравоучительный исторический анекдот. Шведский остров Котлин, находящийся катастрофически близко к Петербургу, не давал Петру спать спокойно. Поэтому в конце 1703 года, когда суда противника ушли на зиму в незамерзающие порты, Петр мгновенно снарядил отряд и отправился прямиком к опустевшей земле. Там всего за четыре месяца они сколотили внушительный форт и приготовились встречать гостей. Явившиеся весной шведы от возникшей из неоткуда крепости обомлели, но поделать ничего не смогли: Кронштадт навсегда отрезал неприятелям путь к Невской губе.


Почти весь Кронштадт занят военными объектами, часть из которых стала историческим наследием и открыта для посещений, часть используется по назначению и строго охраняется даже от фотовспышек, а часть основательно разграблена и мало интересна. Помимо прогулок по набережной, стоит заглянуть в Морской Никольский собор, построенный в память всем погибшим морякам, и попробовать добраться до форта «Александр».
Выборг
122 км от Петербурга
Своей популярностью Выборг обязан шведам — без них очередной форпост, призванный охранять спокойный сон Петербурга, наверняка было бы не отличить от того же Кронштадта. В средневековье шведы устроили здесь замок со стенами толщиной по 4 метра, которые новгородцы месяцами обстреливали из своих камнеметных машин — и все без толку. Выудить шведов удалось только через 400 лет, когда серьезно настроенный на победу Петр I два месяца громил бравого полковника Магнуса Шернстроле.
Лучший вид на Выборгскую крепость открывается с часовой башни бывшей шведской соборной колокольни. У запертого на замок входа часто висит объявление, в какую дверь соседних домов нужно постучать, чтобы за символическую сумму вас впустил внутрь сообразительный местный предприниматель.

Помимо этого, стоит прогуляться по холмистым петляющим улочкам старого города, где встречаются дома то немецких переселенцев, то финнов, то царские русские постройки; выйти в порт, чтобы посмотреть на размеренную жизнь местных погрузчиков,
и пройтись до библиотеки финского архитектора, отца модернизма Аалто — последнего великолепного здания, построенного до наступления военного застоя.
Путешествия@Mail.Ru
4 ГОДА НА


